obraz писал(а):
[b] РАЗВИТИЕ – осознанное качественное изменение, построение новых связей, исправление ошибок и слабых сторон..... .
Благосостояние и величие России всегда основывалось на духовном состоянии ее граждан. И в любых жизненных обстоятельствах каждый человек нёс в своем сердце идеал святости, праведности и нравственности. И сегодня будущее нашей страны зависит от того, каково духовно-нравственное состояние как всего нашего общества, так и каждого гражданина.
Так-то, оно так, да всё не так уж и однозначно, если есть, конечно, волнение и тревога за подрастающее поколение и за свою страну. Чтобы говорить о состоянии общества и каждого гражданина, понятно, что главный вопрос – это патриотизм.
Но патриотизм не может быть на пустом месте:
Без знания истории своего народа и его культуры.
Без любви к своей – Родине, стране, своей земле.
О какой святости, праведности, нравственности можно говорить без этого же?
О каком благосостоянии можно говорить, , если нет чёткого знания истории, а из неё критериев определяющих образ жизни, и незнании ничего о своём народе, и даже о именах и названиях, как резонансных ключах пробуждающих родовую память?
Прежде чем говорить о России и духовном состоянии, важно взглянуть на корни своего родового древа, и откуда происходим.
Еще Егор Классен указывал на то, что историки путают географические признаки с духовными, самоназванием народа, его профессиональными занятиями и обращают все это в этнический признак. И уметь разделять сходства и различия слов – Русь Святая и Россия.
И надо знать и понимать на чём утверждены все моральные и нравственные основы воспитания. Чем продиктовано то или другое, что доносят нам обычаи и культура со своими – заповедями и заветами? Важно знать различия того или другого. Чётко ориентироваться в именах и названиях, наконец, знать и понимать – Кто мы, и откуда произошли? И здесь – есть наше будущее и путь дальше в вечности!
Рассмотрим же ЧТО же такое русские??? Или даже ШИРЕ - руссо-славяне????
И есть различие и сходство между понятиями - Руссы и Славяне, как и между понятием – русь и рось, и Русь и Россия.
«Загадочность» «рода русого» (он упоминается и как будущий род освободителей Царьграда в «Повести о взятии Константинополя» XV века, приписываемой Нестору Искандеру
Кстати, как было замечено Г.С. Лебедевым, все детали этих описаний, касающиеся русов, практически полностью совпадают с тем, что известно о варягах по археологическим материалам.
Не расходятся подобные наблюдения и с противопоставлением русских и славянских названий порогов, которое мы находим у Константина Багрянородного:
"Однодеревки, приходящие в Константинополь из внешней Руси [земли славянских племен, подданных киевского князя], идут из Невограды, в котором сидел Святослав, сын русского князя Игоря, а также из крепости Милиниски, из Телюцы, Чернигоги и из Вышеграда. Все они спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой Самвата.
Решать вопрос во всем его объеме должны историки; в данном же случае представляет интерес лишь этнонимическая сторона дела, связанная с поиском ответов, по крайней мере, на 2 вопроса:
1) каковы источники термина Русь?
2) почему именно этот термин закрепился за собственно Киевским княжеством, следовательно (со временем), и за всем обширным восточноевропейским государством со славяноязычным населением?"
Вероятно, действительно, вопрос об этимологии слова "Русь" не следует смешивать с проблемой закрепления этого имени за определенной территорией - она должна рассматриваться самостоятельно.
Пока же остановимся подробнее на происхождении самого интересующего нас термина.
Итак, приходится констатировать, что до сих пор происхождение имени "русь" продолжает во многом оставаться столь же загадочным, как и 200 лет назад.
Кроме лингвистических "странностей" с его употреблением в источниках связан и ряд логических несообразностей:
• Почему термин русь сплошь и рядом используется для номинации представителей разных народов?
• Если согласиться с тем, что это имя славяне получили от варягов), о, повторяю, сейчас представляется наиболее вероятной гипотезой), то почему оно не встречается в скандинавских источниках?
• Почему восточными славянами было заимствовано именно это имя, а не имя варяги (кстати, тоже неизвестное скандинавским источникам)?
• Если это название действительно скандинавское, то почему на восточнославянской почве оно приняло форму русь, а не русы?
Ведь для наименования остальных европейцев восточные славяне использовали исключительно формы множественного числа, а не собирательные существительные... Многие из перечисленных вопросов снимаются, если признать, что слово "русь" не рассматривалось авторами древнерусских источников как этноним.
Видимо, этот весьма сильный аргумент лег в основу гипотезы о том, что русь - термин, относящийся не к этническому, а к социальному тезаурусу восточных славян. Но какие социальные функции могли объединять этих людей?
Приведем мнение Г.Ф. Ковалева по данному вопросу: "Если вспомнить термин "полюдье" - сбор дани, то можно предположить, что люди - те, кто вынужден был платить дань, а русь - те, кто эту дань собирал. Среди сборщиков дани было много варягов-дружинников, поэтому социальный термин, видимо, был перенесен и на этническое название скандинавов-германцев".
Действительно, финно-угорские народы еще долгое время названия, восходящие к корню рус-, использовали для обозначения разных народов, бравших с них дань, а также местной финской знати, тогда как слово "люди" стало даже самоназванием одной из финно-угорских народностей (Ljudi).
Здесь к месту вспомнить чрезвычайно интересное наблюдение выдающегося слависта П. Шафарика: "...У эстонцев сакс, т.е. саксонец, значит господин, а у чухонцев - купец, у итальянцев и французов-"francusingenuus", а у древних французов прилагательное "norois", образовавшееся от слова "норманн", значило "superbe" [гордо, надменно]. У древан полабских прежде их истребления слово nemtjemka (т.е. немка) означало госпожу высокого рода, а nemes (т.е. немец) молодого господина".
Предлагаемая трактовка "термина" русь как социального обозначения, действительно, довольно привлекательна. Она позволяет согласовать п_о_ч_т_и все разночтения в ранних источниках, в которых они встречаются. Тогда русь может в одних текстах связываться с варягами (если они входят в состав социальной верхушки, собирающей дань), а в других отличаться от них (если речь идет о наемных отрядах скандинавов, приглашенных на время).
Так В.Я. Петрухин пишет: "Историческая ономастика, безусловно, свидетельствует о том, что русь - более древнее слово, чем варяги: первое отражено в источниках IX в., второе встречается впервые в византийской хронике под
1034 г...
Первоначальное значение слова варяг - "наемник, принесший клятву верности": это название отличало наемников от руси - княжеской дружины - и распространилось в русской традиции с XI в. на всех заморских скандинавов".
В него могут включаться представители разных славянских племен (также входивших в государственные структуры), но они могут и противопоставляться ему (поскольку речь шла о "рядовых" подданных).
В какой-то степени такое предположение, считает В.Я. Петрухин, подтверждается и предлагаемыми скандинавскими этимологиями этого слова: "Народа "русь" не существовало среди скандинавских народов - так назывались скандинавские дружины "гребцов" (*robs-), участников походов на гребных судах, проникавших в Восточную Европу, получившие в славянской среде название русь, которое распространилось на земли и народ нового русского государства". Некоторые итоги изучения интересующей нас проблемы были подведены в коллективном труде ученых ГДР, СССР, Польши, Дании и Восточной Германии (1982 г.), а через несколько лет - на русском в СССР.
В нем, в частности отмечалось: "Советские лингвисты за последние двадцать лет детально исследовали происхождение этого северного названия...
Выводы их едины: название "русь" возникло в Новгородской земле. Оно зафиксировано здесь богатой топонимией, отсутствующей на юге: Руса, Порусье, Околорусье в южном Приильменье, Руса на Волхове, Русыня на Луге, Русська на Воложбе в Приладожье.
Эти названия очерчивают первичную территорию "племенного княжения" словен, дословно подтверждая летописное: "прозвася Руская земля, новогородьци".
По содержанию и форме в языковом отношении "русь" название, возникшее в зоне интенсивных контактов славян с носителями "иних языцев" как результат славяно-финно-скандинавских языковых взаимодействий, в ходе которых возникла группа первоначально родственных и близких по значению терминов, позднее самостоятельно развивавшихся в разных языках, наиболее полно и многообразно - в древнерусском.
Первичное значение термина, по-видимому, "войско, дружина", возможна детализация - "команда боевого корабля, гребцы" или "пешее войско, ополчение".
В этом спектре значений летописному "русь" ближе всего финское ruotsi и древнеисландское robs, руническое rub.
Бытовавшие на Балтике у разных народов для обозначения "рати, войска", на Руси это название уже в IX в. жило самостоятельной жизнью, оторвавшись от прибалтийско-финского, и от близкого от первичного значения скандинавского слова.
До определенного времени употребление слова "русь" в социальном, а не этническом значении не вызывало сомнений. Последние следы этой надплеменной природы военно-дружинной "руси" зафиксированы в начале XI в. "Русской Правдой" Ярослава.
"Русь" как название широкого, надплеменного дружинно-торгового общественного строя, консолидирующегося вокруг князя, образующего его дружину, войско, звенья раннефеодального административного аппарата, наполняющего города "Русския земли", безотносительно к племенной принадлежности, защищенного княжеской "Правдой роськой", - это понятие, несомненно, восточноевропейское.
Обозначение древнерусского государства "русь" - это обозначение раннефеодального восточнославянского "рыцарства", защищавшего "Русскую землю", нового, дружинного по формам своей организации общественного строя, выделившегося из племенной среды.
В XI в. "русин", полноправный член этого слоя, по "Русской Правде" Ярослава Мудрого, - это "гридин, любо коупчина, любо ябетник, любо мечник", то есть представитель дружины, купечества, боярско-княжеской администрации. Он был членом выделившейся из племенных структур и поднявшейся над ними социальной организации: происходит ли он из местной новгородской (словенской) среды либо со стороны, княжеская власть гарантирует ему полноценную виру, штраф за посягательство на его имущество, достоинство и жизнь.
Восстановление в качестве одного из звеньев развития названия "русь" социального термина в значении "войско", "рать", "ополчение" позволяет как будто с учетом возможности существования не дошедшего до нас, созданного на древнесеверном языке источника летописного "Сказания о призвании варягов" понять суть искажений этого источника в последующей письменной традиции.
Связь первоначального значения названия "русь" с понятием "войско, дружина" объясняет и летописную формулу "пояша по собе всю русь": по моему мнению, заключается в том, что согласившийся на роль служилого князя варяжский конунг (как и позднее, делали князья, приглашавшиеся в Новгород) прибыл на службу, мобилизовав вседоступные ему силы, куда входила и его личная дружина, и вооруженное ополчение для похода, "русь".
Видимо, именно так понималось первоначальное место и в летописи. Позднее, когда к началу XII в. название "русь" утратило первоначальное значение социального термина, замененного развитой и дифференцированной социальной терминологией для обозначения феодального господствующего слоя, и когда дальнейшее развитие получило государственно-территориальное понятие "Русь", "Русская земля", обозначавшее государство, возглавляемое этим феодальным строем, объединившим "великих князей" и "светлых князей" и "всякое княжье", "великих бояр", "бояр" и "мужей"...
"Русь" как название широкого, надплеменного дружинно-торгового общественного строя, консолидирующегося вокруг князя, образующего его дружину, войско, звенья раннефеодального административного аппарата, наполняющего города "Русския земли", безотносительно к племенной принадлежности, защищенного княжеской "Правдой роськой", - это понятие, несомненно, восточноевропейское.
Позднее, когда к началу XII в. название "русь" утратило первоначальное значение социального термина, замененного развитой и дифференцированной социальной терминологией для обозначения феодального господствующего слоя, и когда дальнейшее развитие получило государственно-территориальное понятие "Русь", "Русская земля", обозначавшее государство, возглавляемое этим феодальным строем, объединившим "великих князей" и "светлых князей" и "всякое княжье", "великих бояр", "бояр" и "мужей", от которых уже отделились купцы-гости (эта развитая феодальная иерархия отчетливо выступает уже в составе социального слоя "руси" по источникам, характеризующим ее еще в начале IX в.), при изложении "Сказания о призвании варягов" упоминание в новгородских летописях о "руси" Рюрика потребовало пояснений, что и вызвало ошибочную этническую интерпретацию.
Слово Рус - не относят к понятию нация или народ, это и есть тот загадочный дух, это прилагательное. На мой взгляд, в нем заложено понятие Света, если ты рад ему и не прячешь глаза под капюшоном или темными очками. Белый и голубые глаза олицетворяло носителя той энергии, которую нам дает Солнце.
Далее желтый, черный, синий, красный сами постарайтесь и прокомментируйте.
В древних арийских (яфетических) языках sur, rus, ros, kyr, syr, sar означало не только красный цвет, но и солнце, золото, кровь, (металлическую) руду, род и порождение (все понятия, по сути, синонимичны) и, разумеется, царскую власть и царско-воинское, кшатрийское сословие.
Иными словами, Золотой Род или Царскую Кровь (Sang Royal).
И если с понятием предположим – родноверие, относительно всё понятно или не всё, то, о следующих понятиях, неизвестно ничего, и сплошная темнота невежества.
Так возникают вопросы о смысле, правомочности и сути названий к примеру – ведорусы или если перевернуть слова наоборот - русоведы?
Что значит – ведорусы – и кого они ведают? Что значит русоведы – ведание чего, и о чём там может идти речь?
Для этого надо понять – значение смысла слова Русь. Тогда возникнет понимание смысла, того, что скрыто за словами. И, кто или что о чём говорит.
Ну, что ж, начнём менять нашу жизнь?